ДЖОРДАНО БРУНО: РЕАБИЛИТАЦИИ НЕ ПОДЛЕЖИТ…

 

Frater_ursus

(С некоторыми сокращениями)

1. Реабилитации не подлежит…

В 1889 году, в Риме, на площади Кампо деи Фьори был торжественно открыт некий памятник. Когда упали скрывавшие его покрывала, взглядам собравшихся открылась мрачная и угрюмая фигура в широком плаще с низко надвинутым капюшоном. Фигура эта, напоминавшая застывшее привидение из страшных легенд, представляла никого иного, как… Джордано Бруно, а чествовали его – масоны! Памятник был создан известным скульптором – Этторе Феррари (который по совместительству был еще и Великим Мастером масонской ложи “Великий Восток” – а заодно и депутатом парламента). Вокруг памятника было развернуто сто масонских знамен…

Отчего же масоны, приверженцы пантеистического, и даже оккультно-каббалистического мировоззрения, признали Джордано Бруно – СВОИМ, воздвигли ему памятник за собственные деньги и водили вокруг него свои оккультные хороводы? Ведь нас издавна учили, что Джордано Бруно – великий ученый, последователь Коперника, герой и мученик науки, которого церковные “мракобесы” и инквизиция осудили на смерть якобы за его “передовые научные взгляды”… А тут на тебе – масоны с их мистической дребеденью…

“Предложение реабилитировать Джордано Бруно я делал в ответ на предложение вступить в Ватиканскую Академию, в которую я из-за этого отказа и не стал вступать”
академик Владимир Арнольд (интервью “Независимой газете” от 2001-12-27).

Вот мол – знай наших! Они мне – в Академию, а я им – немедленно реабилитируйте великого Бруно – а то ни за что не вступлю! Пускай просят прощения, мракобесы эдакие, за смерть великого ученого…

Академику Арнольду вторил (в разговоре на “Эхо Москвы”) другой академик – Гинзбург:
“В. ГИНЗБУРГ: Джордано Бруно они не реабилитировали, так сказать, потому что …”
(фраза обрывается)

Почему же “упрямые церковники” отказались реабилитировать Бруно? Неужто исключительно по злобе и ненависти к научному прогрессу? Коперника давным давно признали, с Галилеем выяснили отношения, а Бруно почему-то остался в стороне…

Чтобы понять, в чем тут загвоздка, процитирую еще одно высказываение уважаемого академика Гинзбурга из этой же беседы – и дополню его цитатой из творений самого Джордано Бруно:

“В. ГИНЗБУРГ: Вы знаете, я считаю, что астрология – это лженаука. И надувательство трудящихся”.
(“Эхо Москвы” Воскресенье, 15.01.2006)

…”Джордано Бруно был одним из крупнейших теоретиков и практиков магии изображений (талисманов). Многие из описанных им в трактате “De Umbris Idearum” (опубликованный в 1582г. в Париже) изображений явно взяты из известной в средние века самой полной компиляции по астрологической магии, но образы Бруно обладают ароматом ренессансного искусства и культуры”…

Для людей, не искушенных в искусстве магической астрологии, поясню – эта магия основывалась на представлении о том, что правильно изготовленный талисман, посвященный одному из “планетарных духов” астрологии – может дать его владельцу магические силы, которыми обладает этот дух…

Знайте, о други, великий страх и трепет объемлет меня, предерзостно осмелившегося не согласиться со столь заслуженными и великими учеными мужами… Ощущаю себя мошкой в сравнении с могучими слонами… и несколько извиняет и утешает меня только одно обстоятельство – будучи всемирно признанными специалистами в математике и физике, в истории они – как и я – дилетанты. А значит в этом вопросе возможна (страшно сказать!) дискуссия на равных…)))

Свободомыслящие академики, требующие от Ватикана “реабилитации” Бруно, тем самым требуют признания правоты магии и астрологии, столь им ненавистных. Предлагают, другими словами, одобрить “надувательство трудящихся”… Полагаю, главная причина этого странного явления в том, что сведения о Бруно они почерпнули в основном из лекций по “научному атеизму”, а не из настоящей истории. Если бы великие ученые нашего времени смогли изобрести и построить машину времени, и затем перенеслись на ней в начало семнадцатого века – они, как смею предположить, скорее нашли бы общий язык и взаимопонимание, например, с ученым кардиналом Роберто Беллармини, чем с магом-пантеистом Джордано Бруно…

Не за научные опыты и открытия Бруно был осужден и отлучен от церкви (таких открытий у него попросту не было – никаких!), а за тяжкие ереси, богохульства и за распространение пантеистического и магическо-оккультного учения, враждебного христианской религии и церкви (и науке, кстати, тоже!).

2. Секретный агент Фагот?

Те времена в Англии выдались весьма тревожными. Страна по сути находилась в состоянии перманентной холодной войны с Испанией – и эта война в любой момент грозила превращением в “горячую” (что вскорости и произошло). А ведь Испания в то время была супердержавой с самыми сильными армией и флотом в Европе! Хуже того – в самом Английском королевстве было очень неспокойно. Страна была расколота между протестантским большинством, власть которого символизировала правящая королева Елизавета, и угнетенным католическим меньшинством, которое жаждало реванша. Католики, опираясь на помощь и поддержку извне, надеялись свергнуть Елизавету, и посадить на престол католичку Марию Стюарт.

И вот,канцлер королевы (а по совместительству – шеф разведки и контрразведки королевства))) сэр Фрэнсис Уолсингэм, широко известный (в узких кругах))) по прозвищу “Мавр”, стал получать письменные донесения от агента по кличке “Фагот”. Этот секретный агент был из числа друзей и приближенных французского посла Мишеля де Кастельно, жил в его доме, к тому же – являлся католическим священником, ему полностью доверяли английские католики. Используя свое влияние, он узнавал имена и планы заговорщиков против Елизаветы… и прилежно выдавал их Уолсингэму. Деятельность Фагота привела к разгрому заговора, пыткам и казням его участников… но неожиданно донесения ценного агента прекратились.

Сэр Фрэнсис Уолсингем

При чем же здесь  Джордано Бруно ? А вот при чем:

Джон Босси, профессор истории университета Йорка, написал историческое расследование: Джордано Бруно  и “Дело посольства”. В нем он на основе тщательного анализа архивных документов (донесения Фагота сохранились), пришел к выводу, что суперагентом по прозвищу “Фагот” был не кто иной, как… Джордано Бруно ! Дело в том, что именно в то время Джордано Бруно  “гостил” у своего друга – Мишеля де Кастельно, в Лондоне…

File:Steven van Herwijck medal of Michel de Castelnau.jpg

Мишель де Кастельно

Каковы могли быть мотивы неприглядной деятельности Бруно  в роли шпиона? Во-первых, он ненавидел христианство и Церковь (при чем не только католическую – Бруно  осуждали и протестанты – кальвинисты и лютеране). Во-вторых – он любил авантюрные похождения, В-третьих – банальная нужда в деньгах…

Прямо сказать, образ новоявленного “рыцаря плаща и кинжала” выглядит не слишком привлекательным – выдавать на пытки и смерть тех, кто доверился “священнику” (а еще ведь и нарушение тайны исповеди – впрочем, для того, кто ни во что ставил все христианство – это было уже мелочью…) недаром одно из значений английского слова “fagot” – презрительная кличка гомосексуалистов (основное значение – вязанка хвороста – намек на дрова, которые использовались при сожжении еретиков, осужденных светскими судами). Знал бы он, что этой кличкой предсказал свою будущую судьбу…

Какие же ветры занесли уроженца южной Италии в Лондон?

Филиппо Бруно  (его настоящее имя), родился в 1548 году в местечке Нола, в семье солдата. В 17-летнем возрасте он поступил в доминиканский монастырь, а в 1572 году принял сан священника. В это же время он разработал (на основании идей средневекового мыслителя Раймонда Луллия) свой метод мнемоники, названый “искусством запоминания” – обучением этому методу он и кормился затем большую часть  своей жизни…

Мнемонический метод принес Бруно  известность – он даже представил его римскому папе Пию V… но случилось непредвиденное: дерзкое поведение  Бруно  в монастыре вызвало против него обвинения в ереси и подрывной деятельности. То он ведет еретические разговоры, то рекомендует запрещенную литературу монахам (и хранит ее в своей келье!). Церковная администрация начала “шить дело” – и не одно! И Джордано , задрав полы рясы, подается в бега – в 1576 году, чтобы избежать следствия, он покинул свой монастырь. Он мотается сперва по всей Северной Италии, затем отправляется во Францию, а в 1579 году неожиданно всплывает в кальвинистской Женеве. Там он переодевается в “штатское” (до тех пор  Бруно  носил монашескую одежду) и устраивается в местный университет. Однако вскоре разразился скандал –  Бруно  раскритиковал (печатно!) одного из уважаемых кальвинистских профессоров))) Печатника арестовали, а  Джордано  выдворили из Женевы…

И вот ведь – странная вещь – беглый монах-доминиканец, против которого уже были заведены церковным судом два (!) дела, возвращается из еретической Женевы в католическую Францию, и, как ни в чем не бывало, ничуть не скрываясь, начинает там открыто преподавать богословие!)))) Более того – ему покровительствует сам французский король Генрих III ! Тогда же, в Париже выходят из печати несколько его книг… Как хотите, но есть в этом неожиданном процветании недавнего “диссидента” нечто загадочное и озадачивающее…

В 1583 году отправляется в… Англию. И не просто так, а с рекомендательными письмами от французского короля! Прямо таки блестящий взлет, нечего сказать. Создается впечатление, что Бруно  был далеко не тем, за кого себя выдавал – вполне возможно, что ему была поручена тайная миссия по сбору информации в “логовах” протестантов – сперва в Женеве, а затем в Лондоне. Услуги такого рода были крайне востребованы в тогдашней Франции, которая была расколота на две части  межрелигиозным и политическим конфликтом (совершенно так же, как и Англия, только с обратным знаком). Со своей стороны, как мы видели, он вел двойную игру (может быть за двойную оплату))).

В Англии он вошел в кружок местных “герметистов” (мистиков-оккультистов) который группировался вокруг знаменитого “доктора Ди”. Там же были написаны и опубликованы несколько его трактатов… и памфлетов, что вызвало неоднозначную реакцию даже среди его друзей. Вообще, подобно Галилею, Бруно  обладал особым талантом повсюду наживать себе врагов – только вот научного гения как у Галилея, он был лишен начисто!

В октябре 1585 года произошло нападение разьяренной толпы на французское посольство. Мишелю Кастельно пришлось срочно эвакуироваться на родину. Вместе с ним отправился обратно во Францию и Бруно . Но во Франции он задержался недолго – неуживчивый и сварливый характер

Там он два года преподавал, затем “напряженная обстановка” вынудила его отправиться в Прагу Бруно  нигде и никогда не мог “нагреть место” – уж такой это был человек))). Затем он снова возвращается в Германию. Затем – направляется в Падую, надеясь занять кафедру в тамошнем университете (ему отказали – через год эту же кафедру получил никто иной, как… Галилей!). После неудачи в Падуе, разочарованный Джордано Бруно  приехал в Венецию – в качестве домашнего учителя мнемоники у местного патриция Джованни Мончениго… который и настрочил на своего учителя донос в инквизицию через два месяца…

3.Клубок загадок и тайн…

23 мая 1592 года в Дворец Дожей Венеции вошел богато одетый человек. Слегка запыхавшись после поспешного подъема широкими лестницами Дворца, он потребовал встречи с инквизитором Венеции – Габриэле Салюцци. Человек назвался именем Джованни Мочениго – представителем давнего и уважаемого патрицианского рода. Инквизитору он заявил, что предыдущей ночью задержал в собственном доме некоего Джордано Бруно, бывшего монаха-доминиканца, который обучал его “искусству памяти”.

Поводом к такому необычному поступку, как самовольный арест другого человека, по объяснению Мочениго, были еретические и кощунственные высказывания, которые он неоднократно слышал от Бруно. Мочениго утверждал, что прежде не доносил на своего учителя только из желания подробнее выяснить его взгляды, но узнав, что тот собирается покинуть его дом, и вообще Венецию, решил сделать все возможное, чтобы столь опасный для церкви и общества еретик не ускользнул от правосудия…

Инквизитор Салюцци был в замешательстве: подобное самоуправство грубо противоречило всем правилам и порядкам действий инквизиции. Обычно сперва поступал донос, который проверялся в ходе предварительного тайного следствия. Доносы могли быть как подписанные, так и анонимные – их бросали в специальные отверстия, которые находились во Дворце Дожей, и были оформлены в виде человеческих или львиных голов – они так и назывались – “Львиная пасть”:

Если инквизитор находил, что имеются причины к началу процесса, составлялся запрос к епископу – и только после одобрения последнего посылались стражники для ареста подозреваемого. Тем не менее, обвинения Мочениго были столь серьезными, что проигнорировать их было никак нельзя. Поэтому Мочениго предложили написать донос с обвинениями и подать его законным образом, а пока трибунал не решит – что ему делать с задержанным – пусть Бруно и дальше остается у него дома под замком(!).

Что же произошло? Бруно еще в феврале того же года приехал из Франкфурта в Падую, а затем в Венецию . Он прожил несколько месяцев в обоих городах, причем последние два месяца жил у Мончениго, преподавая тому “искусство памяти”. С Мончениго у Бруно случился конфликт: патриций полагал, что Бруно не выполняет своих обещаний – он желал обучится различным аспектам магического искусства, которое описывал Бруно в своих трактатах, но маг отчего-то не признал его достойным “тайного знания” и к тому же вообще решил покинуть его дом. В отместку за это, Мончениго ночью накануне предполагаемого отъезда Бруно, ворвался в его комнату со своим слугой и шестью нанятыми им для этой цели гондольерами – и запер “мага” в комнате на чердаке! (Потом, по настоянию служителя инквизиции, Бруно перевели в подвал).

Только 25 мая, когда были готовы все необходимые документы, Бруно был переведен в тюрьму инквизиции – в знаменитые и страшные “Пьомби” – свинцовые темницы. Так они назывались из-за того, что были расположены над судебным “Залом десяти” – под самой крышей здания, кровлей которой тогда служили листы свинца. Эта металлическая кровля создавала для томившихся под ней узников сильный зной летом, и обжигающий холод зимой.

“Пьомби” – верхние темницы Дворца Дожей

Затем начался формальный процесс. Заседания проходили в “Зале Десяти”, предназначенном для таких дел. Протоколы заседаний сохранились – из них видно, что Джордано не видел особой опасности для себя в расследовании, которое предприняла инквизиция: он ведет себя уверено, представляется правоверным католиком, хотя и не без ошибок молодости))).

“Зал десяти” в Дворце Дожей, где проводились заседания Трибунала инквизиции.

Тем не менее, следствие затягивается, неожиданно вмешивается Рим и требует выдачи Бруно римской инквизиции. Правительство Венеции всячески сопротивляется и возражает, и только через много месяцев, в феврале следующего года, Бруно отправляют в Рим. В Риме его держат в заточении целых семь лет (!). Судебный процесс был начат только в конце 1599 года, а в феврале 1600 года был вынесен окончательный приговор: отлучение от Церкви и передача в руки светских властей. По светским законам того времени за нераскаянную ересь и богохульства полагалась смертная казнь на костре – и Джордано Бруно был казнен…

Таков был общий ход событий – но… совершенно неясно, почему так произошло! Дело в том, что все события, связанные с “делом Бруно” – представляют собой сплошной клубок тайн и загадок. Прежде всего – зачем он приехал в Италию? Некоторые авторы предполагают, что он надеялся на безопасность в связи с воцарением либерального короля Генриха IV. Но Генрих правил во Франции, а не в Италии. Более того, все поведение Бруно и дальнейшие события показывают, что и в Италии ему, собственно, ничего и не угрожало. Он жил долгое время совершенно открыто, не скрывая своего имени, ходатайствовал о кафедре в Падуанском университете, посещал разных известных людей, открыто беседовал в книжных лавках и других местах- а инквизиция им совершенно не интересовалась! Трибунал не обращал на него абсолютно никакого внимания, пока Джованни Мочениго по собственной инициативе буквально не всучил им Бруно – и это событие застало инквизицию врасплох!

Дальше – хотя Бруно инквизиции навязали, к нему вдруг начинают проявлять пристальный интерес на самом высоком уровне. Поведение Бруно на допросах показывает, что он не особо опасался следствия: его спрашивают, например, не высказывал ли он еретических взглядов, а он в ответ – “что вы, Боже упаси! правда, во время оно, в дни своей молодости я не понимал некоторых догматов, но решил во всем держаться спасительного учения нашей матери Церкви…” Из всех попыток подловить его на ереси, он выскальзывает как угорь)). На вопрос, зачем он приехал в Венецию, отвечает, что задержался здесь по пути в Рим, где намеревался посвятить новому папе Клименту свою последнюю книгу и попросить разрешения от прошлых грехов. Ну прямо образцовый католик! И позиция у него была довольно крепкой – донос недоброжелателя, которым инквизиторы были вынуждены признать Мочениго, не имел юридической силы, сторонние свидетели (их было трое) свидетельствовали в пользу Бруно – так что его вполне могли и отпустить (правда Джордано сам ухудшил свое положение – когда стал издеваться над молитвами и благочестием своих сокамерников – а они сообщили об этом “кому следует”).

И тем не менее – на заседаниях трибунала, где разбирается “дело Бруно” – лично присутствуют, кроме инквизитора – сам архиепископ Венеции (носивший древний титул патриарха Аквилеи) и папский нунций! Чем же вызвал Джордано Бруно такое внимание к себе? Дальше – больше! Папа римский требует передачи Бруно в распоряжение римской инквизиции. Венецианское правительство упирается изо всех сил. Папа грозит интердиктом и всяческими бедами за непослушание! В конце концов, после длительной дипломатической распри, Сенат Венеции поддается – хотя и крайне неохотно. Бруно садят на специально прибывший корабль (!) и отправляют в Рим…

С какой стороны не погляди, очень странным выглядит столь жгучая заинтересованность в личности Джордано со стороны высших сановников Церкви. Ведь и в Риме расследованием его дела занимались отнюдь не рядовые функционеры, а коллегия кардиналов! Но и это еще не все! Чем, спрашивается, объяснить странное затягивание с процессом – семь лет длилось заключение Джордано Бруно в ожидании суда! Между тем, инквизиция отнюдь не отличалась медлительностью – скорее наоборот! Наконец, когда в 1599 году начался сам суд, поведение на нем Бруно было крайне противоречиво. То он будто-бы полностью раскаивался и отрекался от своих еретических взглядов, как от заблуждений, то брал это раскаяние обратно и признавал все, когда-либо им написанное… Странная непоследовательность.

Когда же был вынесен окончательный приговор, Бруно сказал своим судьям следующее: “Похоже что вы с большим страхом произносите мое осуждение, чем я его выслушиваю” – да еще и “угрожающим” тоном… Что бы все это значило?

И последнее в череде загадок, связанных с этим процессом: пропажа его документов! Обычно архивы инквизиционных процессов сохранялись очень хорошо – лучше чем любые другие судебные документы того времени. Но только не в случае с Бруно! Странным образом ни точно сформулированных пунктов обвинения, ни текста приговора (не говоря уж о протоколах процесса!) до наших дней не дошло. Сохранилось лишь “краткое изложение” – слишком уж “краткое”: очень неясное и запутанное… Настоящие же документы процесса якобы были вывезены Наполеоном после захвата им Рима во Францию и там… сданы в виде макулатуры на картонажную фабрику! Они навсегда пропали… или может кому-то было выгодно, чтобы так считалось?…

4.Черный царь на черном троне

Много лет назад я собиралась перевести на английский “Великопостную вечерю” Бруно и в предисловии рассказать о той смелости, с какой этот ренессансный философ-первопроходец принял теорию Коперника. Но, идя с Бруно по Стрэнду к тому дому в Уайтхолле, где он будет излагать теорию Коперника перед аристократами и учеными, я начала испытывать сомнения. Может быть, путешествие Бруно по Лондону было вымыслом, а на самом деле ужин состоялся во французском посольстве? А может быть, и предметом диспута была не теория Коперника, а что-то иное?

Бруно был пылким адептом герметизма и магической религии египтян, как она описана в “Асклепии” и о близком возврате которой он пророчествовал в Англии; в солнце Коперника он видел небесное знаменье этого близкого возврата. Он смотрел на Коперника свысока, поскольку тот понял свое открытие лишь как математик, в то время как он, Бруно, постиг его более глубокий, религиозный и магический, смысл“.

(Фрэнсис Йейтс, “Джордано Бруно и герметическая традиция”.)

“Ученый” маг Бруно

Пытаясь разобраться в загадках процесса Бруно, никак нельзя обойти стороной суть его учения – того, чему он на самом деле учил, и чему старался следовать всю свою жизнь. Обычный его образ из учебников – подвижник науки, последователь и продолжатель взглядов Коперника, который за них и пострадал, как за ересь…

Но это – полная чепуха! Взгляды Коперника вовсе не считались ересью (во всяком случа, пока их не дискредитировал Бруно). И учение о бесконечности Вселенной и бесчисленных мирах в ней – также отнюдь не было исключительным изобретением Бруно: об этом учили еще античные мыслители, в частности Лукреций (которого Бруно хорошо знал и почитал). Более того – о бесконечной Вселенной более чем за столетие до Бруно писал выдающийся ренессансный философ Николай Кузанский (Кребс) – которому эти взгляды ничуть не мешали быть высокопоставленным католическим прелатом (он был епископом и кардиналом) – и никто не обвинял его в ереси! Дело не в бесконечности вселенной и не во множественности миров, а в том КОНТЕКСТЕ, в котором эту идею проповедовал Бруно:

картина мира у Бруно виталистична, магична; его планеты – одушевленные существа, свободно перемещающиеся в пространстве по собственной воле, как светила у Платона или Патрици. Бруно никоим образом не может быть назван современным мыслителем”. К этому можно прибавить, что Бруно принял идею Коперника о движении Земли по магическим и виталистским причинам и что не только планеты, но и бесчисленные миры его бесконечной вселенной движутся в пространстве, подобно огромным животным, одушевленные божественной жизнью“.

Известен эпизод спора Бруно с профессорами Оксфорда: он утверждал, что в системе Коперника Луна вращается вокруг Солнца, а не вокруг Земли. Когда кто-то принес книгу Коперника и “ткнул носом” Бруно в диаграмму, изображающую вращение Луны вокруг Земли, он все равно не согласился (“Если факты не согласуются с теорией, то тем хуже для фактов”!))). Полагаю, что если бы Коперник был жив во времена Бруно, он скупил бы все книги, написанные о его теории Джордано и поскорее уничтожил бы их – чтобы они не дискредитировали его систему!))).

Пир на пепле

На самом деле по своим взглядам и понятиям Джордано Бруно не был никаким ученым – он был представителем когорты ренессансных магов – таких как Фичино, Пико делла Мирандола – и особенно черный маг Агриппа Корнелиус (Неттесхаймский). Позволю себе привести пространнуя выдержку из интереснейшей статьи по теме (с полным ее текстом можно ознакомится ЗДЕСЬ

“ЛЕГЕНДА, изображавшая Бруно несостоявшимся Галилеем, пользовалась наибольшей популярностью в XIX в.: она была созвучна мировоззрению либерала того времени.

Был ли Джордано Бруно мучеником в науке, как утверждает первая легенда? Для простоты сосредоточим наше внимание в основном на его первой и наиболее важной работе, посвященной системе взглядов Коперника, а именно: “La Cena de ie ceneri” (“Вечеря в первый день Великого поста”, или сокращенно “Вечеря”). Она была написана на итальянском языке в 1584 г. В то время Джордано Бруно состоял при французском после в Лондоне.

… Она предстает как набор бессмыслиц – беспорядочное нагромождение нелепых ошибок, среди которого попадаются совершенно непонятные куски текста. В “Вечере” Джордано Бруно неправильно истолковывает учение Коперника о Солнечной системе. Он демонстрирует полное невежество в элементарной геометрии, не говоря уже о геометрической оптике. Он пускается в крайне путаные псевдонаучные рассуждения, заключая их высокопарными сентенциями, которые выглядят совершенно не связанными с предшествующими или последующими аргументами.

…подлинной целью Джордано Бруно было использовать идеи Коперника в качестве аллегории для теологических и политических рассуждений.

…Многое в “Вечере” свидетельствует о том, что на самом деле она вовсе не о системе Коперника: более того, ее лишь условно можно считать естественно-научным трудом и решительно нельзя воспринимать буквально. …Джордано Бруно восхваляет Коперника как своего рода предвестника новой эры (“Нью Эйдж”, ага – А.Н.)))

…Для Джордано Бруно ценность учения Коперника заключается вовсе не в астрономических представлениях, а в том, что оно могло послужить поэтическим и метафорическим источником для куда более широких философских обобщений. То, что Коперник заменил Землю Солнцем в качестве центра Вселенной, стало для Бруно символом возрождения того, что он называл “древней истинной философией”…

“ДРЕВНЯЯ ИСТИННАЯ философия” Бруно практически представляет собой разновидность герметизма, философских и религиозно-мистических воззрений, изложенных в неоплатонических трактатах во II и III вв. Во времена Джордано Бруно авторство этих трактатов приписывалось Гермесу Трисмегисту (“Гермесу Трижды Величайшему”), считавшемуся современником Моисея.

Согласно герметизму Джордано Бруно, человек несет в себе частицу бога и, следовательно, по крайней мере потенциально, постоянно находится с ним в общении. Принцип всеобщей божественнности распространяется на все сущее во Вселенной, включая человека. Таким образом, звезды и планеты (Бруно не проводит между ними различия) суть живые существа, наделенные душой; с помощью магии их можно использовать для достижения социальных и политических изменений на земле. Заново возрожденная и переиначенная Джордано Бруно “древняя истинная философия” должна была высвободить божественную сущность всех людей, которая станет могущественной силой, способной залечить религиозные и политические раны общества и утвердить на земле новый “золотой век”.

Джордано Бруно был убежден в том, что вдохновленный и просвещенный герметизмом монарх мог бы привести мир к “золотому веку”, руководствуясь при этом “истинной философией”. В качестве кандидатов на эту роль он сначала рассматривал французского короля Генриха III, затем английскую королеву Елизавету I и, наконец, французского короля Генриха IV. Через два года после публикации “Вечери” в разговоре с Гильомом Котэном, библиотекарем аббатства Св. Виктора в Париже, Джордано Бруно упомянул о том, что в 1582-1585 гг. он был кем-то вроде духовного посла либеральных католиков Генриха III при либеральном протестантском дворе Елизаветы I”.
(Лернер Л., Госселин Э. Галилей и призрак Джордано Бруно)

Теория “магического заговора”

Поняв систему взглядов Бруно, можно попытаться найти ключ и к разгадке тайны его процесса. Прежде всего, надо учитывать что Джордано вовсе не был кабинетным теоретиком – свои “открытия” он желал воплотить в жизнь. В этом свете очень важны высказывания Бруно, которые передал Мочениго: что мир дошел до крайней меры упадка и скоро должно что-то измениться; что существует якобы некая “секта”, называемая “джорданистами”; что новый король Франции совершит большие изменения…

Что, если неожиданный интерес, который высшие сановники церкви проявили к Бруно (при том что перед этим им совершенно не интересовались) – вызван некими обстоятельствами, всплывшими, когда начали расследовать его дело? Допустим, это связано с возникновением некоего тайного общества сторонников и последователей учения Бруно, “джорданистов” – среди которых вполне могли быть очень влиятельные люди (включая представителей правящих европейских династий)? И возможно, неожиданное возвращение Бруно в Италию, как и его намерение ехать в Рим к папе – тоже было частью некой тайной миссии?

Эти предположения не так невероятны, как кажется. Помнится, Шерлок Холмс однажды высказался в том плане, что если исключить все невозможное, то то, что останется – и будет правдой, какой бы невероятной она не выглядела…

Итак, наш маг в Падуе деятельно занимался магией, стремясь обрести магическую личность, способную к “сцеплениям” посредством любви, и изучая герметические печати и связи с демонами. По мнению Л.Фирпо, период в Падуе можно считать временем подготовки к миссии. Тот же ученый проницательно заметил, что по характеру и темпераменту Бруно совершенно не годился для столь трудного, тонкого и опасного дела. Раздражительный, вспыльчивый – более того, подверженный припадкам бешенства, во время которых он говорил вещи, приводившие людей в ужас, – он не обладал тем магическим личным обаянием, к которому стремился, и своими дикими вспышками портил всю свою проповедь. Томазо Кампанелла, тоже маг и тоже носитель миссии, был совсем другим человеком, с большой долей реализма и с довольно трезвым пониманием вещей – чего бедный Ноланец был напрочь лишен”(Ф. Йейтс)

Теперь становится понятным и другое высказывание Мочениго – что Бруно – “одержим демонами” – и это было недалеко от истины:

У Бруно есть несколько сочинений, прямо посвященных магии, которая пронизывает, впрочем, и его труды по мнемонике и философии. Главные из явно магических сочинений – это “О магии” (“De magia”) и “О сцеплениях вообще” (“De vinculis in genere”), оба написанные предположительно в 1590-1591 годах.

…магия Бруно демонична со всей откровенностью. Ему известна теоретическая основа естественной магии “мирового духа”, но он напрочь отказывается от нерешительности Фичино. Бруно именно  “хочет контакта с демонами” для его магии это принципиально; и никаких ангелов, чтобы демонов контролировать, в его магии нет. Разумеется, как и другие маги, Бруно свою магию считает благой;  дурная магия для мага – это всегда чужая магия.

Язык Бруно становится лихорадочным и темным, когда он излагает эту, центральную для него, тайну: как воздействовать на воображение, чтобы низвести в личность духовные или демонические силы, которые раскроют все ее внутренние возможности. Именно к этому он всегда стремился с помощью магических мнемотехник, и его целью было, как совершенно ясно из заключительных страниц “Магии”, обрести личность и силу великого мага или религиозного вождя”

(Ф.Йейтс)

Итак, Бруно вообразил себя мессией “новой зари”, котарая должна была принести на землю торжество “нового порядка”, основанного на применении тайных знаний и магии. В этом его поддерживали тайные сторонники и единомышленники – именно этот факт и вызвал панику у представителей Ватикана. Тогда все загадки процесса над Бруно находят свое логическое объяснение – и внимание высших церковных кругов к этому делу, и то, что Бруно срочно вытребовали в Рим (чтобы избежать утечки информации и получить сведения из первых рук), и длительное заключение в темнице (в это время искали соучастников!) и, наконец, странное поведение Бруно, когда он то отрекался от своих взглядов, то брал это отречение обратно.
Дело в том, что магу отречься (внешним образом!) от своих взглядов – не составляло никакого труда – лишь бы избавиться от преследований. Многие маги не только преспокойно жили в те времена(когда якобы “свирепствовала” инквизиция и “охота на ведьм”), но и процветали при дворах монархов, будучи их личными астрологами и алхимиками. Но в сложившейся ситуации у Бруно требовали выдачи его тайных сторонников, то есть – выступить против того самого движения, которое Бруно инициировал… иначе его отречение не считалось бы искренним и настоящим (что вполне естественно). Вот на это-то Бруно и не мог пойти – не мог он своими руками разрушить дело всей своей жизни. Становится понятным также и последнее выражение Бруно после выслушания им приговора – судьи могли страшиться мести его сторонников…

Почему именно в 1599 году спешно был проведен процесс над Бруно (который до этого много лет сидел в тюрьме)? В это самое время, на его родине (в Калабрии) вспыхнуло массовое восстание… которым руководили несколько беглых монахов-доминиканцев, проповедовавших те же “герметически”-эзотерические идеи, что и Бруно. Среди восставших был и известный автор “Города Солнца” – Томазо Кампанелла (это отдельная большая тема… а “Город Солнца” – не что иное, как проект будущего мироустройства “герметистов”). Кампанелла спасся от казни только тем, что симулировал сумасшествие… а Бруно не был столь хитер и изворотлив – и поплатился также и за “грехи” восставших. Вряд ли эта тесная взаимосвязь была случайной – во всяком случае судьи Бруно явно были уверены в существовании такой связи на деле – и Бруно был осужден…

Но, может, его осуждение было лишь результатом паранойи некоторых из власть предержащих? Это не так. Всего через десяток лет после этих событий Европу взбудоражило появление таинственных “розенкрейцеров”. Опубликование их манифестов вызвало настоящий фурор и переполох по всей Европе – розекрейцеров боялись и искали повсюду.  И вот какой примечательный факт:

…философское наследие Джордано Бруно сохранялось в начале XVII в. в виде конгломерата идей, проповедуемых неорганизованной группой интеллектуалов, называвшихся розенкрейцерами“.

Следовательно, “орден розенкрейцеров”, ставший впоследствии предшественником масонских лож (которые и по сей день играют весьма существенную роль в политике разных стран) возник на основе групп приверженцев тех идей, которые провозглашал Джордано Бруно – вот почему масоны поставили ему памятник!

Безумный гений

Деятели науки, вроде академика Арнольда, которые полагают Бруно одним из “мучеников науки”, желая непременно чтобы Ватикан его “реабилитировал” – слегка ошиблись адресом)) Бруно – мученик и икона вовсе не науки (которую он считал мелочным и бесполезным “педантством” -другое дело – магия!) а эзотеризма и герметизма, масонов и движения “Нью Эйдж”.

Безусловно, Бруно был одареннейшим и талантливейшим человеком – может быть не менее способным, чем Коперник или Галилей… но следа в науке он не оставил. Его трагедия была в том, что он счел “обычную” науку слишком мелочным и низменным занятием, по сравнению с магией… и отдал все свои силы, весь жар пассионарности овладению магическими знаниями. Он был глубоко убежден, что именно магия даст ему силы “расколоть кристалл небес”и сравниться с богами могуществом. В общем, старая-престарая история о дереве познания добра и зла и змие-искусителе…

Дополнение к изложенному  Frater_ursus`ом:  мнение самих  доминиканцев о Джордано Бруно

вернуться