СОЛОМОН КЕЙН. ИНКВИЗИТОР СОЛОМОН КЕЙН…

Unbreakable & Dogma

“…Для боевика этот фильм слишком интеллигентен” (из рецензии)

…Казалось бы, на подобном материале должен был получиться очередной “Ван Хельсинг”, или, на крайний случай, подражание “Конану”. Но сьемочная группа фильма удивила и обрадовала нас, создав то, чего мы даже не надеялись увидеть…

Фильм стал настоящим гимном добру и справедливости, дав понять, что человечеству пора уже выходить из оккультной комы; а искусству, наконец, вспомнить, что оно призвано дарить надежду, а не отнимать.

Традиционный образ авантюриста-пуританина Соломона Кейна из рассказов Роберта Говарда ( о них обоих мы расскажем чуть ниже) пережил в сюжете трансформацию, став, в нашем понимании, инквизитором. Ведь зло, с которым он сражается –родом не из комиксов, оно потрясающе узнаваемо в церковных и народных воззрениях. Но главное в фильме даже не это – а присутствие Бога: не догмы, не абстрактной идеи, а реальной силы, которую вопрошает главный герой о своем предназначении и которая хранит вставших за справедливость и дает им силы побеждать.

КИНОШОК ГОДА

Александр Чаусов, “Русский обозреватель”

“В сто четыре минуты фильма «Соломон Кейн» режиссера Майкла Бассетта вмещается столько образов, намеков и аллюзий, что совершенно непонятно, как обо всем этом великолепии написать, да еще и в одной статье. Да, кино мне понравилось. Понравилось не голливудским типажом героя и не голливудской, в общем-то, композицией, но как раз фоном, намеками, образами, метафизикой фильма, если можно так сказать.

Сама судьба главного героя именно в метафизической плоскости представляет куда больший интерес, нежели то, как он рубит и кромсает врагов. Капитану Кейну в самом начале фильма весьма однозначно намекают, что всей своей жизнью он забронировал себе не то что теплое, а очень горячее местечко в аду.

И вот тут начинается удивительное. Весь фильм пронизан диалогом Кейна и Бога, в котором Бог не представлен как некий «глас свыше», Бог осязаемо вообще не представлен, в отличие от слуг дьявола, коих в фильме — вагон и маленькая тележка. Но именно Бог ведет Кейна через весь фильм. Я, честно говоря, ожидал всего, но не такого чистого и концентрированного христианского мотива. В европейском кино, это даже большая редкость, нежели в американском.

Параллельно с тем, как тьма предъявила свои права на душу Кейна, она же распростерлась и на весь мир. То есть на всю ойкумену Соломона Кейна и прочих героев этого фильма. И то, как передано это вторжение тьмы, заслуживает всяческих похвал. В первую очередь, вся атмосфера мира пронизана грязью. Кейн путешествует по миру мертвых деревьев, опавших листьев, по слякоти и лужам, под холодным дождем. Он проходит селения с полуразрушенными домами, с крошащимися стенами. Он проходит сквозь клубы черного дыма, сквозь гарь, копоть и пепелища, которые заполнили этот мир.

Люди в этом мире оборваны, грязны, их лица в саже, в их глазах — страх, отчаяние и безумие. В принципе, даже если бы в качестве главных монстров в таком антураже выступали телепузики, все равно было бы понятно, что зло действительно пришло в мир. И что зло — это не нечто благородное, готично-сентиментальное, а самая настоящая мерзость, искажающая, извращающая наш мир.

Единственное место, где царит относительный порядок — это монастырь, в котором Соломон Кейн замаливает свои грехи. Однако и туда приходят уже ветхость, старость и запустение. Зло в фильме — сродни чуме (мотив которой проскакивает одним эпизодом), которая уничтожает не только людей, но и все живое в мире. Опять же, я не ожидал такой подачи зла от европейцев. Я уже не помню, в каком фильме последний раз я видел действительно мерзкое зло. Зло, в котором напрочь отсутствует эстетика. Которое лишено какой бы то ни было привлекательности.

Но самое главное, что окончательно ввело меня в состояние ступора — это целеполагание главного героя. Он не хочет спасать мир, не хочет побеждать зло во имя мира во всем мире, даже не хочет наказать всех плохих, чтобы те не обижали всех хороших. Цель Соломона Кейна — спасти свою душу. Душу, кстати, спасать капитану Кейну придется тоже очень христианским способом: отдавать её за други своя.

Последний фильм, в котором герои были озабочены той же проблемой (спасением души), который мне посчастливилось посмотреть — это «Изгнание демонов из Эмили Роуз». Но там формат кино был несколько иным. Если же мы говорим о фильме «Соломон Кейн» — то это, на первый взгляд, приключенческое фэнтези в чистом виде, только в мрачных тонах.

Что, впрочем, объяснимо, ибо Кейн — это герой рассказов Роберта Говарда. И вот, в этом жанре неожиданно речь идет о спасении души человека. Притом не второстепенным сюжетом, а основной мотивационной линией всего кино. И эта мотивационная линия не выглядит искусственно или лубочно. В мире Соломона Кейна необходимость спасения души очевидна, как необходимость восхода солнца. Поскольку зло в этом мире действительно ужасно.

Признаться, я не обратил особого внимания на спецэффекты, на качество взрывов и стрельбы, на эпичность батальных сцен. Может быть, пересматривая этот фильм более пристально, посмотрю и на это. В первую очередь меня поразило сочетание, казалось бы, несочетаемого. Формата развлекательного фэнтези и глубины поднятой темы.

«Соломон Кейн» — это фильм, который как будто призван сломать максимальное количество религиозно-исторических клише в современном кинематографе. Чего стоит только сюжет с «охотой на ведьм». Когда герои подошли к столбу, на котором горела, но не догорела ведьма, я напрягся. Очень не хотелось услышать глубокомысленный диалог о мракобесной черни, фанатичных церковниках и бедной, ни за что сгоревшей женщине. Но истинным гимном религиозной чистоте с экрана прозвучало «…они пытались сжечь ведьму, однако тварь вырвалась и убила здесь всех».

Ведьму эту, кстати, капитан Кейн очень «тепло» встретит ближе к концу фильма. Понимаете? Ведьма — это слуга сатаны, это мерзкая тварь, которую необходимо сжечь, иначе мирным гражданам капец! И это в современном европейском фантастическом и развлекательном кино!

Я помню, как негодовали христиане против «Золотого компаса». И помню, что отвечали им «независимые эксперты кино», мол, ну что ж вы так серьезно всё воспринимаете, это ж сказка… Не без злорадства (каюсь, грешен) я предвкушаю волну возмущения «прогрессивной общественности» Соломоном Кейном. Но в том-то и дело, что это — тоже «просто фантастика».

«Соломон Кейн» — это совершенно новое слово в христианской фантастике. Это фильм, в котором без натяжек и напряга, без излишнего пафоса, но с должным количеством мордобоя и спецэффектов пропагандируются простые христианские истины. Без особых рефлексий и философий, но очень понятно и, уж поверьте, очень доходчиво. Для самой широкой аудитории. “

ПРЕДИСТОРИЯ

Роберт Ирвинг Говард (Хоуард), придумавший Соломона Кейна – фигура весьма неоднозначная, подвергавшаяся в разные времена как превознесению, так и жесточайшей критике. Мы с его книгами познакомились недавно, так как Говард в СССР не переводился, считаясь “бульварным” автором, – что недалеко от истины. Известно также, что многие произведения, изданные под именем Говарда, были скомпонованы другими авторами по мотивам сохранившихся отрывков его рассказов. Тем не менее, персонажи Говарда давно и горячо любимы на Западе. Наиболее полюбился публике варвар Конан.

Фильмы и мультсериалы, снятые в 80-е годы по мотивам рассказов Говарда о Конане, имели довольно мало общего с оригиналом, но пользовались огромной популярностью благодаря колоритной личности Конана.

А в это время другой персонаж, созданный Говардом – Соломон Кейн – оставался в тени и терпеливо ждал своего часа.

[Mignola.jpg]

Но был это отнюдь не мускулистый варвар с мечом, коим представал зрителю Конан с экрана (в исполнении тогда ещё не слишком известного Арнольда Шварцнегера)

Соломон Кейн – родом не из мифической Гиборейской Эры, а из старой доброй Англии 16 столетия. Пуританин Кейн не гнушается, подобно Конану, применять силу против зла, и у него это неплохо получается. Однако в то время как Конан расправляется со злыми колдунами и демонами по мере того, как они встают у него на пути ( мешая его непосредственному обогащению, либо угрожают жизни) – у Соломона иной подход, он – борец за справедливость.

Следование Божьим заповедям делает его врагом всех, кто нечист на руку, пуще того – нечист душой. При этом Кейн ничуть не отличается монашеским смирением. Он – искатель приключений, и странствует по миру, принимая участие во многих событиях “своего” времени – плавании Френсиса Дрейка, войн гугенотов с католиками во Франции… да много еще где

Некоторые рассказы про Кейна неотшлифованы, а то и неокончены (что наблюдалось и с Конаном), но типаж и облик персонажа проработаны достаточно детально.

Внешне Кейн – высокий и жилистый человек, с бледной кожей и твердым холодным взглядом, одетый в черную фетровую шляпу и черный камзол с зелёным поясом, а также вооруженный до зубов холодным и огнестрельным оружием.

[Gianni2.jpg]

Именно этого персонажа и вывел на сцену режиссер Майкл Бассет.

ПЕРСПЕКТИВА

Если не считать одной нестыковки, возникшей на заре иллюстирования рассказов Говарда, – а именно, что костюм Соломона соответствует образцам середины 17 века, тогда как действие сюжетов разворачивается во времена Елизаветы Первой, (то есть на сотню лет раньше) – с историческими реалиями у Соломона всё в порядке.

И, думается, провидение в лице создателей фильма выбрало достойного глашатая смены эпохи!

Всё это – только начало, поскольку фильм должен, по замыслу создателей, стать полноценной трилогией. Не знаем, что принесут нам следующие серии, но очень надеемся что они порадуют нас так же, как и первый фильм о пуританине Соломоне Кейне, персонаже, которого киноэкран дожидался долго и с нетерпением.

Unbreakable & Dogma, Командиры Харчевни

“Пока на земле царствует и процветает зло, а злодеяния становятся все более ужасными, пока убивают мужчин и лишают чести женщин, пока над слабыми существами, будь то люди или животные, измываются и издеваются, я не смогу обрести мир и покой”

Роберт Ирвинг Говард (голосом Соломона Кейна, рассказ “Клинки братства”)

Официальный сайт фильма

вернуться