Dogma
Мало кто из европейцев слышал о них…
О добрых духах зороастрийского пантеона.
Сегодняшние шызотерики – в основном астрологи, хотя и пытаются “придать себе древности” за счет использования авестийских имен и названий , однако не для них этот рассказ.
Им напомню, что Авеста не считает лукавый ум умом вообще, так что вряд ли присвоение чужого наследия заслужит уважение реальных зороастрийцев. А религия эта жива, у неё по сей день есть тысячи приверженцев, чьи предки от отца к сыну поддерживали священный огонь в храмах и очагах своих домов.
Недавно я нашла в сети перечень зороастрийских ангелов.
Хочу вас с ними познакомить.
Но сперва небольшое отступление.
Мы низвели идею христианских ангелов до бытовой шелухи, хуже – под ангелов нынче рядятся те, кому пристало бы носить рога. Раз за разом на форумах появляются аватары с крыльями, а посты…лучше пропускать, пишутся стихи, большей частью злые, об ангелах падших, рисуются малоприятные картины – словом, понятие сьезжает.
…И вдруг я попадаю на ЭТО!
Животворящий Святой Дух – так переводят имя этого персонажа, в оригинале звучащее, как Спента Манойя.
Покровитель жизни, света и добра в В какой то момент его стали отождествлять с главным божеством зорастрийцев – Ормуздом, но, похоже он пришел из более древних верований, чтобы занять свое место в пантеоне огнепоклонников. Священное пламя в храме, поддерживамое жрецами, – в данном случае не надо искать мрачных аналогий из нашего средневековья! Парсы (онгепоклонники) почитают огонь как источник жизни, и пламя из храма раздают с благословением по домашним очагам Обычай этот нерушим вот уже несколько тысяч лет.
За Спента Манойя следуют шесть добрых духов, «сидящих по правую руку Ормузда», называемых Амиша Спента. Они представляют собой главные человеческие добродетели.
Сотверенный по преданию первым, Вахуман, – хранитель добрых помыслов, умения отличать добро от зла. «Побуждающий к добрым мыслям, добрым словам и добрым поступкам».
Мне довелось видеть редкое изображение – христанскую аллгегорию «Древо добродетелей». Их там поболее, чем в зороастризме,- двенадцать. Но! Как вы думаете, что было на верхушке этого дерева?
Верхний листок содержал надпись – «А рассуждение превыше их всех…»
Выше Веры, Надежды, Любви…и всех прочих…Мудрость, умение рассуждать, различать добро от зла, то есть понимать суть всего, происходящего с нами в жизни!
Аша Вахишта, второй из шести, – олицетворяет Истину и Справедливость.
В зороастризме считается главным защитником людей от демонов, и, как видно по рисунку, он весьма напоминает нашего Архангела Михаила.
Его у всех народов почитали,
Хоть имена менялись, и не раз.
Но невозможно не узнать регалий,
Которыми он славится у нас!
Следом идёт Шахривар, покровитель разумной власти и процветания государства…и умения обуздать себя. (У нас не принято так о власти отзываться и даже надеяться на такое. Власть считается хорошим тоном только ругать, – с начала 19 века. Может это момент , когда правители перестали чувстововать свою ответственность перед «Богом и людьми» ?) Назову третьего из шести – Мудрое Правление и Процветание:
Четвёртая, Спента Армайти, – дух Мира и Плодородия. Она же – олицетворение позитивного Опыта ( неожиданно для наших реалий. Я так для себя и для вас перевела сложное понятие «совершенство мышления, полученное путём праведной жизни и соблюдения религиозных зороастийских предписаний) Вот она:
Если Спенту Армайти художник изобразил зрелой женщиной, то пятую из добрых духов, Хаурватат, он представялет как молодую девушку:
Очищение Стихией воды, Хранительца Воды и Здоровье, а также Развитие – таковы ее качества.
В этом она схожа с античной Гигией, дочерью греческого бога врачевания Асклепия.
Шестая, Амеретат, Хозяйка растений, «Вечноживущая» – дух бессмертия.
У неё особый дар: бессмертие зороастрийское лишено мрачного загробного ореола, привычного для нашей культуры.
Таковы известнейшие из спутников верховного светлого божества Ормузда.
Существуют также другие добрые духи, например Фравашес – персональные ангелы-хранители. Они, по преданию, были когда то стражами границы между небом и землей, но по своей воле спустились на землю, чтобы нести охрану людей от злых духов и помогать людям в случае опасностей.
Зороастризм во многом для нас открытие. Его представления о мироздании кардинально отличаются от того, к чему мы привыкли с детства. Например, в наших традициях нет постулата, что беды и зло не бесконечны, они как бы хранятся в казне злого дэва Аримана и эта казна не пополняется (!) и однажды зло просто перестанет существовать и досаждать человечеству!
В древнем трактате были слова «утешаюсь, ибо беда постигшая меня, таким образом не достанется другим добрым людям, а в казне Аримана бед уменьшилось»
И тем более, странным выглядит для христианского Запада утверждение «кто из живущих наиболее счастлив? Тот, кто менее грешен»
У нас-то праведность связывают с тяготами и лишениями! И, призывая к ней, тут же отпугивают возможными трудностями!
Я не имею возможности в маленьком очерке рассказать обо всех особенностях зороастризма, поэтому обратила ваше внимание на оптимизм древних воззрений о мире и месте человека в нём.
( Взято отсюда: http://www.persiandna.com/angels.htm)
ДОПОЛНЕНИЕ К СКАЗАННОМУ (ВИКИПЕДИЯ)
…Зороастрийцы видят смысл своего существования не столько в личном спасении, сколько в победе сил добра над силами зла. Жизнь в материальном мире, в глазах зороастрийцев, не испытание, а сражение с силами зла, которое человеческие души добровольно избрали до воплощения. В отличие от дуализма гностиков и манихеев, зороастрийский дуализм не отождествляет зло с материей и не противопоставляет ей дух. Если первые стремятся освободить из объятий материи свои души («частицы света»), то зороастрийцы считают земной мир лучшим из двух миров, который был изначально сотворён святым. По этим причинам в зороастризме нет аскетических практик, направленных на угнетение тела, ограничений в питании в виде постов, обетов воздержания и безбрачия, отшельничества, монастырей…
…Все явления мира представляются в зороастризме в виде борьбы двух изначальных сил — добра и зла, Бога и отрицательной сущности Ангро-Майнью (Ахримана). Ахура-Мазда (Ормазд) в Конце Времён победит Ахримана. Зороастрийцы не считают Ахримана божеством, поэтому зороастризм иногда называют асимметричным дуализмом…
…В отличие от ислама и христианства, зороастрийцы не ведут активной миссионерской деятельности. Это объясняется тем, что зороастрийцы, в отличии от христиан и мусульман, не считают души всех людей, не исповедующих зороастризм, погибшими и требующими спасения. Считается, что души людей после смерти судят не по религиозной принадлежности, а по мыслям, словам и делам, что даёт возможность незороастрийцам прожить праведную жизнь и избежать худшей участи после смерти…