“ТРАКТАТ О ДУРНЫХ ЛЮДЯХ И КОЛДУНАХ”

Три ответа на вопросы императора Максимилиана
Quaestiones III, ad Maximil. I. Imp. Rom.
«Трактат о дурных людях
и о колдунах»
Иоанна Триттемия, главы аббатства святого Якова
у Гербиполя,
некогда же аббата шпангеймского.

Впервые издано в 1581 г.

Перевод выполнен довольно сложным языком, но, любой профессионал-экзорцист, либо человек, хорошо знающий народные представления о нечисти и о способах защиты от неё, узнает массу знакомых моментов. Также, мы сочли необходимым перенести предисловие переводчика трактата в конец статьи.
                                                                                      прим. командиров Харчевни

 

Вопрос первый: Почему злые люди, плохие и дурные по отношению к вере, каковы те женщины, которых мы в просторечии именуем ведьмами, могут повелевать злобными духами, когда люди хорошие и ревностнейшие приверженцы христианской веры не могут управлять ни добрыми духами, ни вечно злыми?<

Прежде чем ответить на этот вопрос, я скажу так: во всех деяниях божественного величия соблюдается неизменная соразмерность рода и порядка красоты, и неколебимость эта достигается сообразным расположением всех ступеней и градаций. Ибо без соответствующего порядка ничто не пребывает в этом мире. При таком порядке свобода воли , которую Создатель всяческих дал людям, не испытывает притеснения от жестокости власти, которой пусть меньше останется в том порядке, который воспринял от повелителя своих творений первый человек. Вот почему никто из добропорядочных смертных, руководствующийся собственным желанием, равно и никто из злых людей, оставленных на произвол судьбы единственно из-за их хотения, благодаря Господу милосердному не является грешником. Подобным же образом мы возбуждаемся праведным желанием и добрыми духами, если подтверждаем своими трудами свою благочестивую веру во Христа, которую мы носим в своем сердце. Подобно тому, как следование доброй воле делает хороших людей равными по духу ангелам, так и испорченность злых людей делает их подобными демонам. Вот почему плохие и испорченные люди, чем более портятся из-за собственного злобного желания, тем более становятся по настроению подобными злым демонам. В свою очередь, тесная дружба возникает в результате схожести симпатий, а из нее постепенно проистекает и обоюдное доверие. Из доверия низшего к высшему рождается власть, либо настоящая, либо притворно-фальшивая. Итак, у порочных людей, власть которых кажется подобной власти демонов, она является результатом их необычайной порочности. Когда их стремления начинают подобным образом искажаться, они либо отвергают, либо преодолевают встречающееся им коварство демонов, либо же становятся такими, как и они. Ибо сами демоны между собой отнюдь не равны лукавством или умом но иной в сравнении с другим гораздо превосходит его хитростью, быстротой мышления и неправедностью своих страстей. Так, например, те из них, которые потрясают основы земли, больше связаны с ее верхними районами и населяют они пещеры и гроты; другие же по сравнению с ними гораздо слабее, причем дело доходит до того, что они боятся мечей, прутьев и угроз пугающих их людей. В отношении их можно думать, что это как раз те демоны, которых мы зовем энергуменами. Демоны же, находящиеся в большем отдалении от земли и более тонкие по природе, реже сталкиваются с людьми.

В свою очередь, дурные люди из-за своей склонности совершают дела, наиболее полные разврата, становясь при этом необычайно похожими на демонов, которые даруют им свою дружбу. В связи с этим, они становятся необычайно дерзкими и принимают верх демонов, подобием власти которых они пользуются, однако не реальной, насильственной, но ложной. Ибо демоны постоянно поддерживают раз подчиненных себе людей в состоянии порочности, притворяясь при этом, что их владычество поколеблено, а сами они охотно подчиняются им, будто бы по доброй воле склоняясь к повиновению. Ибо, поистине, никто не возвысится властью выше демонов, кроме того человека, вера которого в господство Иисуса Христа Бога нашего становится должным образом приятной Богу, ибо так об истинно верующих в Господа Иисуса говорит Писание: «И он дал им власть над всеми демонами». Поэтому и управляют демонами им подобные плохие люди, которых дружба и связи с ними делают рабами и подчиненными. Так, если кто-нибудь из рабов, рожденных в грязи, надолго возвышается (что случается нередко) и, будучи связан дружбой, привлекается к управлению, без возражений получая все, что требуется, чтобы далее утвердить свое господство, хотя бы и равное королевскому, то возле него люди плохие и отвергнутые, состоящие в дружбе с демонами, обнаруживают более дерзкое бесстыдство и подражают им; я уж не говорю о тех проявлениях власти, которые они демонстрируют благодаря схожести своего дурного характера. Поэтому они и получают от демонов все, что ни потребуют, во всех встречающихся запутанных или, наоборот, ясных делах, за исключением того, что запрещено божественным постановлением — этого они обнаружить не могут. Однако не везде отвергнутые и дурные люди собираются вместе; делают это те, с которыми демоны заключают какой-нибудь договор, а именно ведьмы, над которыми также устанавливает свое покровительство Дьявол, и те, которые сносятся с демонами и получили в народе название некромантов.

Есть два вида людей, которым позволено управлять демонами. Во-первых, это те, которые, благодаря своей святости перед любимым господом, приняли от Него власть топтать голову древнего змея, каковая в первоначальной церкви была дана апостолам, Его последователям, а также ученикам, о которых в святом Евангелии Господь говорит: «Во имя мое демонов отвергают и как змей уничтожают».
Второй же вид состоит из людей, которым ради порядка в Церкви Божьей дано право изгонять демонов из тел людей. И это действо служителей экзорцистов происходит в Церкви Божьей по распоряжению священника.

Опять же, есть два рода людей, желающих повелевать демонами, которые обнаруживают это, заключая запрещенные и вредоносные договоры с ними. Первый зловреднейший род сих людей состоит из ведьм, которые вступают с демонами в соглашение, торжественно объявляя о том, что они добровольно отдаются им в собственность и поступают на постоянную службу. До какой степени сей зловреднейший род людей может творить злодеяния, не сможет описать ни один человек, живущий, о наимудрейший цезарь, в твоей империи. Ибо отрицая Бога как источник всего, и веру Христову, и святое крещение, они предлагают свой ум и тело демонам, приводя в расстроенное состояние своим колдовством людей и скот, причиняя им вред и даже убивая их. Нет такой болезни, которой (с позволения Божьего) они не могут наслать на людей, так как они, соблюдая статьи вышеозначенного договора, выставляют себя слугами демонов и делают все, что угодно, желая только сравниться с ними. Поэтому и не терпят нигде, но, скорее, повсюду они гонимы Богом, творцом всего сущего, который предписывает следующее: «Не дозволяйте ведьмам жить». Одни из них колдовскими заклинаниями призывают демонов, Другие привлекают их мольбами и жертвоприношениями, прочие же вызывают их на помощь своему нечестию посредством ужасных деяний и церемоний. Следовательно, не удивительно, что ведьмы кажутся властвующими над демонами, с которыми они стали схожи нечестием воли и единодушным взаимным обращением к плохому в роде человеческом.

Второй род порочных людей, желающих повелевать демонами, это те, которых мы в просторечии называем некромантами. Они говорят, что с помощью разноге рода заклинаний они могут созывать демонов в круг, обнаруживать их в кристалле или закупоренном сосуде и делать их видимыми. Эти зловреднейшие люди, полные лживости и суеверий, совершают такие дурные дела, каких добрый человек не сможет себе даже и вообразить. Чтобы привлечь себе на службу демонов, они используют, главным образом, безобразнейшие жертвоприношения и совершенно открыто заключают с ним договор. Они распространяют множество различных гнусных книжек, полных нечестия и лжи, с вписанными туда обманным образом именами древних философов и ученых, раздавая которые, они вводят в заблуждение многих неосторожных и любопытных людей, увлекая их в свою западню. Они сулят им невероятные небылицы, услышав которые, люди обманным образом и попадают от них в зависимость.С помощью колец, подвесок, изображений, заговоров и заклинаний они, по их словам, могут уменьшить злых демонов и втиснуть их в круг, в кристалл или другое какое вместилище, и те на все вопросы дадут им отдельные ответы. Все они обещают это, однако в наше время мало найдется людей, которым указанны образом повинуются дурные и злобные духи, ибо Господь своим справедливым решением не дозволяет, чтобы любознательные и склонные к новому люди пренебрегали верой Христовой и при необходимости стремились получить ответ у демонов. Все же, кому повинуются злые духи, вызванные заклинаниями некромантов, не колеблясь, переходят к ним как соучастник на основе заключенного договора. Остальным же, которых явное большинство, злые духи отказываются повиноваться, хотя те и не боялись все это время заниматься безбожным искусством некромантов. Поверь мне, государь, что сии лживые люди, живущие в священной твоей империи, суть самые злобные; именно они являются тем глубоким источником, из которого появляются новые ведьмы и колдуны. Они обещают многое и все выдумывают. Ибо все, что ими по их книгам обещано, есть по сути своей лживые выдумки, и ни во что они не являют верующими, кроме преступления, хитрости и необычайно искусных обманов.

Когда же кажется, что они самым определенным образом связаны с демонами, то всем становится ясно, что от участия в их делах нужно как можно скорее бежать, словно бы от самых ужасных мук адовых. Ибо на деяния сих некромантов во множестве сбегаются демоны и, чтобы поддержать их в начатом коварном деле, они, если могут, дают им обеты. Когда же их вызывают с помощью заклинаний, они отвергают всякое сравнение с людьми, однако несмотря на это похищают умы вызывающих их. Есть еще и некий род людей, сколь глупый, столь и преисполненный предрассудков — я имею ввиду тех, которые, не желая иметь сношений с демонами, пользуются, тем не менее, в своих делах различными фальшивыми приемами, свойственными демонам, причем совершенно недозволенными. Ибо они полагают, что внутри используемых ими предметов заключена великая и тайная сила, и ради этого они совершают различные ужасные деяния против веры Христовой. Поистине, не хватит времени, чтобы исчислить все их безумства, которыми они нас преследуют. Необходимо также вкратце сказать и о том, почему добрые и справедливые люди не добиваются власти над демонами. Каким образом сходство наклонностей делает плохих и нечестивых людей равными демонам, таким же образом несходство наклонностей напрочь отталкивает от них добрых и справедливых. Между людьми несхожими и противоположными по устремлениям не может быть никакой дружбы, но постоянно возникает резкое противостояние и ненависть. Там же, где нет никакого сходства желаний, нет и тесной связи; там не может быть ни доверия в отношении друг к другу, ни взаимного тяготения при производстве чего-либо чудесного. Так же и ты, будучи великим правителем, приближаешь к себе что-либо дружеское, но сопротивляешься совсем противоположному твоим нравам и отличному от твоего желания равно люди добрые и праведные, постоянно сопротивляющиеся порочнейшему желанию демонов, не могут вступить с ними в союз, поскольку не хотят и не соглашаются быть связанными, но всеми силами их избегают и отказываются от подобных встреч. Вот почему лживо то мнение, по которому говорят, что демоны просто подчиняются их власти. Ибо не может быть прочна связь, если ей не предшествует сходство желаний; не может быть согласия между противоположностями; не может быть дружбы между непохожим. Однако демоны повинуются не всем дурным и проклятым людям, но, по крайней мере, тем, с кем они посредством договоров и соглашений объединяются в союз и которых они могут рассматривать не иначе, как своих верных. Услышав, что их призывают, они добровольно поспешают на встречу; однако при этом они говорят, что их к этому принуждают. Итак, нет ничего удивительного, что дурные, злые и испорченные духи иногда, как говорят, повинуются людям, которых, как мы сказали, сближает с ними неблагосклонность и обычная людская злоба. Но всякому христианину не свойственно желать управлять демонами, опираясь на схожесть в дурных деяниях. Поэтому если кто в этой жизни пожелал иметь в качестве товарищей зловредных духов, то в будущем он будет вместе с ними гореть в адском пламени. Но так как честные и справедливые люди не могут управлять святыми ангелами Божьими, то они по доброй воле им уподобляются.

Итак, думаю, что, опираясь на сказанное выше, будет легко ответить на вопросы, если мы вспомним о различиях в представлениях этих людей. Ибо сколь бы ни было много в Церкви Божьей устойчивых в вере людей, благочестие которых многим по может обрести спасение, тем не менее, даже сегодня есть те, которые стремятся получить от ангелов награду, приводя в качестве основания либо святость, либо то, что они боятся демонов, либо свое тесное единение. Происходит то, что нынешние люди не управляют — по причине святости — злобными духами и не заслуживают дружбы святых ангелов. Если же кто стремится к той степени святости, что дает возможность совершать чудеса в Церкви, как когда-то делали святые, то они могут стать более могущественными и управлять демонами, а также иметь дружеское участие блаженных духов. Ибо определено, что святые и милые Богу люди в первоначальной Церкви Христовой были сильнее содействуя установлению добра среди смертных, используя благодеяния добрых духов, нежели нечестие дурных дел. Многие чудеса может совершить прибегавший к заклинаниям, но подобное с помощью ангелов святых может сотворить любой ревностный почитатель Господа Бога.

Вопрос второй: откуда ведьмы обладают столь великой силой, что позволяет им совершать столь много разного и удивительного, притом одновременно, чего или сколько ни один добрый человек не смог бы совершить за всю свою жизнь?

Если мы пожелаем кратко ответить на на этот вопрос, то обязательно скажем, что вся власть — от Господа Бога, без которого никакая тварь ничего сделать не сможет. Ибо говорит в священном Евангелии Христос: «без Меня ничего не сможешь сделать», откуда очевидно, что власть делать что-либо даруется любому человеку от Господа Бога, а не откуда-нибудь, плохое ли люди будут совершать или хорошее. А вот что говорит великий Августин: «Воля Божия есть первая и высшая причина всех физических видов и душевных движений, ничто иное. И пусть каждому созданию в сей величественнейшей и огромной республике станет ясно, что не от тайной, невидимой, а также умопостигаемой высшей власти императора это устанавливается или разрешается, но по неизъяснимой справедливости распределения наград и наказаний». Вот почему, о цезарь, не должно сомневаться в том, что сия власть ведьм, при помощи которой (и при содействии демонов) они производят ужасные и невиданные деяния, дается им от Господа Бога, воле которого никто не может противостоять и без воздействия которого человек даже рукой двинуть не сможет. Делают же выводы святые доктора, что ни демоны, ни ведьмы не смогут хоть что-то вообще сделать — человеку ли навредить, животному ли, — если Всемогущий Бог не пожелает, не согласится и не предоставит им власть сделать то, что они дурным желанием своим уже постановили сделать. Если же Бог не пожелает и не согласится, то ни одна тварь ничего сделать не сможет; в противном случае, если бы было возможно то, чего он не желал и с чем бы не соглашался, то из этого с необходимостью следует, что Бог бессилен и не может запретить то, что Делается помимо Его воли. Но так как каждый человек будучи тварным, зависит от Бога, то он ничего не может делать без Его желания, благодаря которому они делает что-либо, и может осуществить желаемое. Итак, все, что делают ведьмы, происходит с позволения Божьего, без воли которого они ничего не могут; ибо если Бог не согласится сделать то, что они хотят, то ни им, ни демонам не будет это позволено, ибо вся власть исходит от Господа Бога, под которым все существует и живет, ибо Он — первопричина всех вещей, и от Него мы принимаем свободу воли, от Него также мы можем получить то, что хотим; но многие люди считают, что не человеческим искусством совершают они те злодеяния, которые совершают, но при содействии демонов, которых Он сделал тонкими по природе и после долгих опытов для производства мимолетных чудес. Не вызываются же удивительные эффекты, производимые ведьмами, тем, чем они пользуются при колдовстве? Это — головы мертвых, жабы, змеи, различные металлы, фигурки и тому подобное. Но происходит это от создавшего эти знаки Дьявола, который, преисполнившись гордости, стремится хотя бы по видимости сравняться с Богом. И действительно, как Bceмогущий Бог установил в Церкви своей некие таинства, каковые должным образом при поддержке прислуживающих указывают на спасение и ведут к пользе и| на благо людей, так и Дьявол, который не желает более, как быть сочтенным равным Богу, тоже вроде как некие таинства установил, в которых ему помогает вызванный, либо связанный с ним договорами работник, и если Бог позволит, то он творит зло, о котором просил; если же не позволит, то он, в общем, ничего не сможет сделать. Ибо творец всех деяний ведьм и некромантов — Дьявол, который через склонности своих посредников, выбранных им ранее, проводит в подвластную ему материю желанное деяние, иногда реальное, иногда же только кажущееся. Сами же ведьмы, уже испорченные своим желанием и фактом соучастия вовлекаются через соглашение в договор с демонами, и получают от них самих некие знаки и символические отметки. Их защитниками демоны вскоре и предстают. Ничего нет в этих пагубных действиях демонов сильнее, чем бездумная доверчивость ведьм, которая умножается договором и торжественным обещанием, ибо сколь более демонами, либо их знаками они будут совращаться в их веру, тем большего воздействия те добьются этим сотрудничеством.

Слишком же злостная испорченность настроения ведьм повергает их некоторым образом в гнев, так что демоны, собираясь, сразу завладевают их умом и приближают к себе, и, нападая на них, помечают, если то Бог дозволяет, их знаками и заключают с ними договора. Подобным же образом и Платон в книге «О поэтическом безумии» говорил: «Точно так же женщины-вакханки, не здравые умом, пьют мед и молоко из рек; здоровые же пить это не в состоянии». Лишившись души, похищенной демоном, и при участии последнего они способны к дурному делу. Мы доподлинно знаем, что ведьмы иногда пьют в быстрых потоках животное масло, которое никак иначе не может там появиться, как только с помощью демонов. Подобным же образом, если кто-либо навлечет на себя ненависть, человек ли, лошадь, то они просто жаждут их погибели, не думая ни о чем, но только о мщении, берут затем привычные и известные им для колдовства вещи, призывают демонов, демонстрируя сразу же установленные ими знаки и изображения, и если они что-то из-за отсутствия собственной храбрости не могут совершить, то тогда они следуют за их распоряжениями. Другие же, которые не подчинились демонам и не заключили с ними договор, Даже если они и знают подходящие средства для колдовства, равно и способ действования, сколь бы ни предъявляли эти знаки, редко все же добиваются успеха. Потому что среди их знакомых демонов не имеется. Ибо необычайно надменный Дьявол с Церковью Христовой стремится сравняться, но, неприкаян, не может он уничтожить Тело Христово, какие бы значительные слова магических заклинаний он ни произносил; так и демон редко встретит такого человека, которого можно было бы подчинить себе с помощью договора, хотя при этом и читаются различные сильные заклинания и демонстрируются разные знаки и изображения. Ибо если он и встречает людей, расположенных к нему, но не заключавших с ним договор, то он не обладает такими колдунами на правах собственника. Он — тот, кто с помощью нечестивых искусса созывает, используя ужасные заговоры, демонов в |круглое блюдо, в зеркало или в какое-нибудь другое вместилище, но никакого эффекта не следует, потому что либо он противостоит власти Бога, либо же дьявола.

[Отсутствие части текста] …Презирает сего пытливого человека, не принесшего ему клятвы. Ибо три вещи необходимы для колдовства, без чего не может состояться и осуществление его: злобные и ведьминскими желаниями испорченная душа, близкое сотрудничество с Дьяволом, но прежде всего — божественное разрешение. И если одно из этих условий не совпадает с другими, то колдовство состояться не может. Ибо если Бог не позволяет, того ни сам Дьявол, ни ведьма сделать не смогут. И если Дьявол не пойдет навстречу желаниями дурной женщины, то она никакого колдовства не произведет. И напротив, если будет отсутствовать ведьма, то дьявол не совершит никакого колдовства. Дьявол же использует наклонности неистовой ведьмы, словно бы искусный инструмент для действия, без которого он не может причинить зла, И как демоны отличаются по силе и изощренности уловок, так и ведьмы наделены силой не одинаковой, но каждая по-своему; так что и демоны встречаются большим или меньшим различием в своей природе. Ибо многочисленны роды их и различаются они между собой по определенным степеням, характеру их местожительства, то есть тех мест, куда Повелителем были низвергнуты падшие ангелы.

-Первый род демонов называется «огненным».Они носятся около высших слоев воздуха и до Судного дня никогда не спустятся ниже, но постоянно пребудут в подлунном пространстве. Они не имеют никакого сношения с живущими на земле людьми. О демонах, живущих около луны, святой Августин свидетельствует в своем труде «О христианском борении» следующим образом: «демоны не обитают на небе, где суть солнце и звезды, но все они вращаются в подлунных областях». Это о них, как я считаю, Апулей сказал, что сие демоническое движение есть движение огненных существ, потому что и Аристотель утверждал, что в раскаленных печах часто видят мятущиеся мелкие живые существа, которые весь свой век проводят в огне, потому что в огне они рождаются и в огне умирают, и в свое место, откуда они происходят, исчезая, возвращаются. У них нет никакого сообщения с колдуньями, потому что если они задерживаются в огне, то, по причине своей тонкости, они не могут сделать свое тело осязаемым или сотворить его из сгущенного воздуха.

-Второй же род демонов называется «воздушным». Они, блуждая по небу, живут уже поближе. Если же некоторые могут спуститься ниже, то, сотворив себе тело из более сгущенного воздуха, они иногда являются видимыми людям. Часто, с позволения Божия, они приводят в волнение воздух, возбуждают громы и непогоды, и все вместе объединяется на уничтожение рода человеческого, подвигаясь свойством наклонностей страстей человеческих. Они наделены великой гордостью и завистью, создают беспрерывно волнения; тела их покрыты чем-то твердым, и находятся они не в одном месте, и не одну все они имеют форму, но многие из них часто меняются, в соответствии с многообразием состояния. Они вызываются заклинаниями ведьм и возбуждаются к смятению и злу. И вообще, нрав они имеют жестокий и грубый, полны смятения, вот почему они замышляют множество неожиданных козней, и когда они совершают свои нападения, то одни стремятся делать это втайне, а другие причиняют насилие открыто. Благодаря сотрудничеству с этими демонами, ведьмы настолько сильны для колдовства, насколько они могут последовать за главным участником из их сообщества. В житии святого Антония божественный Афанасий Александрийский говорил, что воздух полон демонами, о чем ранее вещал и Меркурий трижды величайший «очевидно, что ни одна часть мира не лишена присутствия демонов». Святой же Амвросий говорит: ‘Полон мир добродетелей святых, ибо полон он испорченности». Вот почему и демоны Платона, мятущиеся в воздухе, в виде плотного светящегося снега, видны желающим рассказать о них, если те в течение известного времени будут беспрестанно смотреть неотрывным взглядом в небеса на сверкающее солнце, но я не знаю; вызывается ли объект в воздухе из реальной сущности либо же застланный взор представляет фальшивые образы, причем не без ущерба для чувств. Тем не менее доказательства этому легко получить из данных частных опытов.

-Третий род демонов мы называем «земной». Они в чем мы почти не сомневаемся, были низвергнуты неба на землю за свои прегрешения. О них святейший отец и мученик Христов Игнатий Богоносец писал никогда в одном послании к жителям Эфеса так: «Нет ничего лучше, чем иметь мир, в котором уничтожено все оружие как небесных, так и земных духов» Из этих демонов одни пребывают в лесах, а также рощах, устраивая ловушки охотникам. Другие обитают в открытых полях, и ночью они заставля блуждать путешествующих; некоторые из них прячу ся в недоступных местах, а также в пещерах. Остальные же, менее грозные и беспокойные, наслаждаются тем, что задерживают людей в темноте. И ведомые не одной страстью, но разными, так как все они обуреваемы различными страстями, однако все они по исполнены злом. Одни из них любят постоянно шить людей видениями, другие предпочитают завлекать слушающих их предсказаниями о будущем, желая вызвать удивление. Некоторые из них действуют с таким усердием, что люди, непонятным образ приведенные в неистовство, либо мучимые меланхолией, пугаются, расстраиваются здоровьем или умирают, о совершении чего мы чаще узнаем по опыта Так, святой Иоанн Златоуст в третьей книге «О провидении, к монаху Стагирию» говорит: «Чрезмерна уныние вреднее всякого демонского действия, потому что и демон, если в ком властвует, то властвует через уныние, а если уничтожились уныния, то и от демона не потерпишь никакого вреда». Сей род демонов сомненно знаком колдуньям из-за переменчивости ИХ строения и легкомыслия, так как они больше любят заставлять дрожать многих, нежели подчиняться власти какой-либо женщины. Иногда же они задерживются и обещают безумным женщинам, будучи вызваны заклинаниями в зеркале, бокале или кристалле дать им ответы, и если кто собирается причинить им какое-то зло на их пути, то они об этом предупреждают. И этот род ведьм достаточно многим отличается от остальных, потому что то, что те насылают с помощью колдовства вред , а эти сулят исцелить. Вот почему церковь запрещает христианам доступ к ним, ибо своим колдовством они многое отрицают.

-Четвертый род демонов именуется «водяной», потому что они, погрузившись во влагу, обитают вблизи рек и озер, полные злобы, тревоги, беспокойства и коварства. Они возбуждают бури на морях и, погружая в водяную бездну корабли, отнимают тем самым жизнь у многих людей. И эти демоны присваивают себе видимое тело, и чаще они являются в виде особей женского пола, в мужском же обличий встречаются реже, потому что живут они в сырых местах и, ведя изнеженный образ жизни, как правило, очень нелегко принимают образы других. Вот почему в древности издавна называли наяд и нереид, водяных нимф лицами не мужского, но женского пола. У нас же общим названием для водяных женщин служит слово «вассерфрауэн». Одни живут в местах более безводных и засушливых, и каждый раз, являясь видимыми телесно людям, они превращаются в мужчин. Другие же пользуются личинами зверей в зависимости от того, какими страстями они охвачены. Святые же ангелы состоянием никогда не меняются, но всегда являются однообразно в мужском обличий. И нигде мы не сможем прочесть, что добрый дух пребывает в видимой форме женщины, либо какого-то зверя, но всегда в обличий мужском. И действительно, демоны чаще видны у ручьев и источников в виде женщин, которые иногда водят хоровод, иногда волосы по женскому обычаю распустят, подчас же разговаривают с людьми, поддразнивая их различным образом. И сей род демонов не имеет привычки общаться с ведьмами.

-Пятый же род называется «подземным». Эти демоны обитают в пещерах и гротах, а также в отдаленных рассещелинах. И вот они-то по своему характеру суть самые худшие. Более всего эти демоны нападают на тех, кто выкапывает шахты, добывает металлы и ищет спрятанные в земле сокровища, желая погибели роду человеческому, они устраивают в земле трещины, вызывают огнедышащие ветры и расшатывают основания зданий. Иногда ночами они, как бы отрядами сойдя с гор, водят на поле удивительные и невиданные хороводы, после чего, словно страшась приказа какого -то предводителя, в спешке исчезают как по сигналу и возвращаются в свои убежища. По временам среди них звучит грохот жерновов; иногда же, считаясь духами, они принимают обличье людей, ушедших из жизни. Ничего они не хотят более, нежели страха людского и почитания. Нам же доподлинно известно, что неких простаков они иногда приводили в свои потаенные, расположенные в горах убежища и там, являли удивленным необычайное зрелище, в роскошных жилищах представали перед ними обманным образом как бы в виде их живущих ныне друзей. Из этих демонов одни являются возлежащими на сокровищах, которые упрятала в землю алчность человеческая, но обычно людям не удается взять их назад — они их скрывают, охраняют и иногда переносят с места на место. И сей род демонов никаких сношений с женщинам: ведьмами обычно не имеет.

Шестой же род демонов называется « светобоязненный», потому что они необычайно боятся света и ненавидят его, ибо в дневное время они каким-либо o6pазом тела себе сотворить не могут, но делать это способныны только ночью. Вот почему демоны этого рода разгуливают в сумерках, непроницаемые и абсолютно мрачные, раздираемые холодными страстями, коварные, беспокойные и грозные. Ночными часами они HИ сильно удерживают случайных прохожих и очень часто (с позволения Бога) либо дыханием своим, либо пpикосновением кого-то уничтожают. Но с ведьмами этот род демонов не встречается, и заклинаниями их вызвать нельзя, потому что бегут они от света и голосов человеческих, но в то же время они расположены ко BCЯким потрясениям воздуха и к различным злодеяниям, потому что из всех других они наиболее тонкие и самые безрассудные. Некоторые из земных демонов, бывая на более низких ступенях, как было сказано прислуживают ведьмам, но все же они почти не МОГУТ совершать значительных злодеяний. Итак, становится очевидным, что вся сила ведьм, благодаря которой они сотворяют столь удивительные вещи, дается демонам ограниченной Господом Богом, и когда Он не разрешит, то ничего произойти не может.

Вопрос третий: почему Всемогущий Бог, будучи справедливым и являясь мстителем за дурные постуки, допускает, чтобы такие злодеяния могли совершаться во вред роду человеческому, при которых тяжко страдают не только грешники, но и многие невиновные люди.

На этот вопрос, недавно заданный мною в присутствии твоего величества, никто не ответил. Все, что ни дозволяет Всемогущий Бог милосердный и праведный, благой и справедливый, он дозволяет справедливо, ибо справедлив Он и нет у Него суровости, но все, что совершается, что делается и что дозволяется, Он судит справедливо. Поэтому, когда нас спрашивают, почему Господь разрешает твориться дурному, мы отвечаем, что он это потому дозволяет, потому что Он справедлив. Да не покажется твоему величеству, о цезарь, что мы привели нелепый ответ, поскольку никто не дает предварительной оценки божественной справедливости прежде, чем ему будет позволено по справедливейшему решению совершить зло; таковую оценку можно будет дать, если Он не позволит в нынешнем мире случиться дурному. Ибо если не позволить совершаться дурному, то человек уже не сможет грешить и точно явится безгрешным, что не свойственно его природе, которой с самого начала создатель всего дал свободу воли. Вот почему человек, являясь тварью, а не творцом, неизбежно обращен как к добру, так и ко злу.Он зависит от Высшего создателя всех тварей точно так же, как все зависит от своей причины. Творить же оставлено одному Богу, который нетленен и вечен; Он же может изменить по необходимости любое тленное, которое сохраняется по доброте Творца до тех пор, пока Он не допустит свободного течения дел. Ему невозможно, да и не к лицу делать так, чтобы человек по характеру своей природы создавался безгрешным; собственно, это-то и радует Творца всяческих, неизменного и вечного. Всякий раз, когда человеку говорится, что он не может грешить, то отрицается свобода воли, явным образом отнимается возможность действовать, но подтверждается стремление к добру. И каждый раз,когда дар сей дается твари, благодеяние это не является милостью природы. Ибо Писание говорит, что Бог с самого начала создал человека и оставил его в руке своего решения. Ибо он не может, как он сам говорит,чтообы смертный человек с самого начала был чем-то недоволен, но пусть он имеет свободу воли. Ибо святейший предстоятель Августин говорит: «Первая свобода выбора была возмоность грешить, последняя будет более славная — невозможность грешить». Итак, если человек не сможет грешить, пусть он не имеет власти над своей волей. Потому сколь бы всемогущий Бог ни желал, чтобы не было греха, однако Он справедливо допускает, чтобы люди грешили и совершали дурное, ибо когда остается свобода выбора, то человек получает по заслугам и за добрые дела, и за свои добровольно совершенные безобразия и дурные поступки. Ведь никто не делает добро и не грешит вопреки своей воле. Итак, всемогущий Бог справедливо допускает, чтобы люди, которым Он самого начала дал свободу воли, грешили и плохо поступали. Существует много доводов, приводившихся недавно святыми докторами касательно того, по какой причине Всемогущий допускает, чтобы такие дурные деяния совершались при содействии демона. Их мы порядку вкратце и приведем.

Первый довод заключается в том, что проявляется превосходство Божественной власти, которая только одна является неизменной и сверх того надолго у новленной. Всякая же изменяемая тварь несравнима неизменным Творцом. Поэтому в книге Чисел сказано «Бог не обманывает как человек и не меняется сын человеческий». В книге пророка Исайи говорится так: «Бог искренен без чрезмерной строгости, справедлив и истинно праведен»; в книге же Товита написано «Справедлив ты, Господи, и весь суд Твой правильный и все пути Твои — милосердие, истина и правосудие». И в книге святого Иова мы читаем: «Нет Бога нечестия и от Всемогущего неправосудия». И дело каждого человека он возвращает ему и воздаёт каждому сообразно пути его. Ибо каждый, кто правильно понимает свое невежество и немощь, явным разом признает, что ничто не может сравниться с его создателем, ибо Господь поступает справедливо, позволяя человеку грешить, дабы и его свобода выбора продолжала существовать, и превосходство великого Бога становилось известным людям.

-Второй довод состоит в том, что неизреченная мудрость Господа становится известна смертным; она способствует возникновению добра из наших дурных ; деяний ради умножения в мире совершенства, когда грех одного по отношению к другому становится преступлением. Ибо если Он не допустит, чтобы случилось дурное, то кто из нас поймет, что такое добро? Ибо творит и устраивает Господь добро, зла же Он не творит, но известно Ему, что содеянное нечестивыми происходит не беспорядочно. Ни коварство людское не имеет влияния на произволение Божье, ни сам человек не может сделать то, чего Бог не допускает.

-Третьим же доводом того, что Всемогущий Бог допускает, чтобы творились дурные дела, является Его желание простереть свою милостивую доброту на тех, кто согрешил и сотворил покаяние, чего никто не сможет обнаружить, если Он не позволит твари согрешить. Ибо если не будет грешника, то Господь не сможет стать сожалетелем. Однако все мы во многом ошибаемся, и, посчитав нужным снизойти, благой Творец обнаруживает свое сострадание при встрече с виновным. Вот почему святой предстоятель Августин говорит: «Если безгрешный человек не затронут болезнями, врача не ищут; если целитель не находится, то болезнь не заканчивается, ибо, там, где много греха, много и благодати, которая одна только отделяет спасенных от пропащих, соединенных им с самого начала творения в одну массу». Поэтому милосердие Господа выше всех Его дел.

-Четвертый же довод о божественном соизволении заключается в том, что справедливость Творца простирается на тех, которые согрешили и не раскаялись, ибо если все будут делать добро и никто не будет грешить, то у божественного правосудия не будет тех, кого следует наказать. Поэтому пусть имеет место справедливость и пусть тварь с божественного соизволения грешит. Ибо справедлив Господь, воздающий каждому по деяниям желания его.

-Пятый довод составляют условия существования человеческого достоинства, потому что если Бог не позволит грешить человеку, то будет еще хуже, если оказывать насильственное давление на его нрав. Ибо если люди и лишены разума, то они, однако, имеют перед собой свободное движение природы, которому и следует при этом человек, по всей вероятности, руководствуется низменными стремлениями, если у него, конечно не будет свободного выбора воли. Бог дозволяет человеку свободно распоряжаться своим желанием, над которым не властны ни короли, ни князья.

-Шестой довод — это возможность заслужено хвалить добродетель человеческого постоянства, то есть когда мы воздаем хвалу какому-то человеку по справедливости, потому что, имея возможность совершить что-то, он этого не совершил, но, ободренный милостью Божией, он постоянно сохраняет доброту своего же деяния.

-Седьмой довод вопроса о том, почему всемогущий Бог дозволяет, чтобы демоны совершали столь ужасные дела, состоит в том, что те, кто сманивается презренноной и лживой истиной, вводится в обман изобретателем лжи дьяволом и низвергаются глубоко вниз, неизбежно, что колдуны, а также ведьмы, отвергающие необходимость следовать спасительному учению Христа, обманываются демонами и увлекаются им преисподнюю на вечное наказание. Они добивают одобрения демонов, врагов всего рода человеческое Спасителя мира, которому одному они должны подчиняться, они не уважают. Вот почему справедливо, когда тот, кто, по стихийному произволению забывает истину, становится приверженцем лжи, увлекаем дьяволом на погибель.

– Восьмой довод состоит в явлениении божественной власти, чья мощь и сила простирается на весь тварный мир. Ибо когда Всемогущий Бог некогда дозволил дьяволу большее, дьявол не стал самым сильным врагом рода человеческого и подчинился во всем божественному Величию. Ибо Дьявол ничего не может совершить сам себе, но все, что он делает, происходит с соизволения Господа Бога. Итак, первопричина всего, по которой Всемогущий Бог дозволяет совершаться дурным делам- справедливость, которая изначально сохраняет в нашем порядке свободу, предоставленную каждой твари. Потому что, поистине, власть всякой твари, исходищей от своего творца, связана и ограничена; и дано все это для того, чтобы дьявол не мог совершать всего, что он хочет, и чтобы человек не подвергся соблазну великим желанием. И если воля на самом деле свободна, то сила ограничена определенными и неизбежными преградами. Так же, как если бы демоны могли делать все, что они захотят, так и человек никогда бы не был в безопасности, а они приводили все в упадок. Скованную же власть демонов хорошо показывает пример истории святого Иова, на которого Сатана больше не осмеливался нападать, хотя ему было дано божественное разрешение. Ибо никто сколь справедлив бы и смел он ни был, не сопротивляться гневу демонов, если они могут вредить выбору людей, пользуясь своею властью. До того, как совершились страсти Господни, они гораздо в большей степени, нежели впоследствии, пользовались предоставленной им свободой, однако искупительная смерть Христа, распятого за нас на кресте, ее сильно приуменьшила. Как Спаситель говорит в Евангелии: «Ныне князь мира изгоняется вон». Ибо смирение Христа и твердость святых сильно ограничили дерзость демонов; а потому подстрекателей злых дел следует называть открыто, то же касается и других им подобных. Дьявол ни в чем не усилится против нас, если только не почерпнет силы из наших грехов. Писание остерегает нас, призывая: «Сопротивляйтесь дьяволу и он убежит от вас». И снова: «Не давайте места дьяволу». Поэтому, завершая речь, сказанную к разъяснению предложенного вопроса — почему Бог позволяет совершаться злым делам — я со всей уверенностью заявляю, что доводы были предоставлены удовлетворительные. Ибо если воля демонов всегда враждебна, то власть не может быть несправедлива, поскольку если кто желает совершить дурное, то у него есть право выбора, а это дурное он может совершить только с разрешения Божьего. О том же, как Он относится к совершающим дурные деяния, уже было сказано. Но почему всемогущий Бог допускает, чтобы демоны нападали на людей, используя ведьм, на людей, крещеных во имя Святой Троицы и верящих в единородного сына Господа, Иисуса Христа? Ведь нападая на тела и дела дурных, нехороших и неверных людей, они удерживаются от доступа и нанесения вреда добрым и верующим людям; поистине, приговор, позволяющий такое, справедлив. Однако ныне чаще добрые и непорочные люди ослабляются дурными деяниями демонов, временами лишаясь жизни; делается это для того, чтобы мы молча переносили потерю преходящих вещей, что нередко претерпевают и околдованные; многие при этом начинают опасаться, отчего Господь Всемогущий позволяет совершать все это, Он, кто ничего не позволяет совершать несправедливо.

Предлагаемый вопрос ничем не отличается от тех, которые я почерпнул у древних правоверных ученых, так что, насколько смогу, я вкратце и по порядку изложу необходимые доводы. И первым доводом станет следующее — это испытание веры христиан и опыт непорочности, когда те, кого демоны бичуют своими злодеяниями, узнают через страдания плоти. Нетрудно быть терпеливым, живя спокойно и счастливо, однако когда во время невзгод ожидают помощи от Спасителя верующий с обычным терпением, то это гораздо важнее и говорит о настоящей вере христианской. Святейший Иов, повествуя о своих мучениях, рассказывал сколь постоянно он верит в Бога; а ведь и до этого,в спокойной обстановке, он, не колеблясь, сохранял чистоту веры. В то же время следует отметить, что те, кого злодеяния демонов или людей каким-либо образов делали нездоровыми, и они, желая вернуть себе здоровье, ходили ко всяким заклинателям и колдунам и советовались с ними сами, либо через других людей такие люди выступают против предписаний Бога и церкви. Предпочитая здоровье бренной плоти Господней они ищут спасения не у Христа, но у дьявола и егл слуг. Они предпочитают обращаться к имени дьявола и быть здоровыми, но бесплодными, нежели немного претерпеть во имя любви Христовой и затем вечно радоваться с Ним. Кто же не обращается к колдунам в силу запрещения божьего, предпочитая жить, соблюдая заветы Господни, в скудности и печали, нежели выступать против Него, будучи богатым и телесно здоровым, тот воистину Бога любит и самым точным образом обретает чистоту веры христианской. Среди христиан, о святейший цезарь, не терпят дурных умом и уклонившихся от веры, которые излечивают околдованных с помощью колдовства и через посредничество демонов раскрывают кражи и факты прелюбодеянии которые предсказывают будущее по камням и зеркалам. Умоляю тебя, не выслушивай тех, кто игнорируя божественные законы, сих слуг демонов, говорящие что в твоем государстве они полезны потому, что знают, как устранить результаты злодеяний с помощь самих злодеяний. Ибо столь пагубная забота о тебе приводит к смерти души, заставляя людей отступая от Бога — творца всего сущего и быть привязанным к нечестивым, отступавшим от веры демонам, с которыми после смерти они осуждаются на вечные муки.

***

“Три ответа на вопросы императора Максимилиана” были напечатаны в 1581 году в книге «Flagellum haereticorum fascinariorum»,. Francofurti ad Moenum, pp. 452-494 в качестве приложения и рассматривались как цельный демонологический трактат под заголовком «Loannis Tritemii, abbatig sancti Jacob apud Herbipolim, quondam vero Spanheimensis, Tractatus de reprobis atque maleficis»(Quaestiones III, ad Maximil. I. Imp. Rom.).
Кроме того они были изданы в «Книге восьми вопросов», текст которой не отличается от указанного издания: Loannis Trithemii ”Liber ос to quaestionum.” Настоящий перевод сделан по изданию 1581 года.Автор данного трактата родился 12 февраля 1462 года недалеко от Трира в местечке Тритхейм, откуда он и получил свое прозвище. Его отец был известным в округе виноделом и впоследствии получил дворянский титул. Его мать, Елизавета де Лонгви, была потомственной дворянкой. Примерно через год после рождения Иоанна отец умер, а еще через семь лет молодая вдова вторично вышла замуж. Подобно многим своим сверстникам, Иоанн ушел из дома, пробыл некоторое время в Трире и Гейдельберге, маршрут был определен им, видимо, заранее — Шпангеймский монастырь, за стенами которого он хотел скрыться от мира и заняться наукой. 2 февраля 1482 года он окончательно расстался со светской жизнью, а 21 ноября того же года принял посвящение. Через восемь месяцев аббат Шпангеймского монастыря неожиданно отказывается от своего места и монахи выбирают своим главой Иоанна. Ему шел 22-й год.Сделавшись аббатом, Иоанн Триттемий обратил все свои силы на улучшение положения монастыря: он следил за бытом монахов, состоянием монастырских сооружений, за соблюдением правил монастырского общежития. За годы его пребывания на этом посту количество рукописей в библиотеке возросло с 48 до 2000 . Оставшееся время он посвящал научным и богословским занятиям — тогда и позднее им были созданы его знаменитые труды по истории Германии, «Книга о церковных писателях» (своеобразная биобиблиографическая энциклопедия) и многие другие исторические и богословские трактаты, а также сочинения, посвященные оккультным наукам. В результате политических интриг Иоанн был вынужден покинуть монастырь и наконец обосновался в аббатстве св. Якова в Вюрцбурге, которое он и возглавлял на протяжении десяти лет с 1506 года до самой своей смерти, наступившей 27 декабря 1516 года. Его перу принадлежат около 50 трудов, большинство которых было опубликовано и получило всеобщее признание лишь во второй половине XVI века.

вернуться